Общественное медиа

Статус операции в Курской области, "зона безопасности", обязательства перед местными. Юристы отвечают на основные вопросы

17.08.2024
Поделиться:
Статус операции в Курской области,

Вторую неделю продолжается операция ВСУ в Курской области РФ. Сейчас там создали военную комендатуру и планируют устроить гуманитарный коридор для эвакуации жителей. В связи с этим возникают вопросы как следует квалифицировать эти действия и какие обязательства перед местным населением есть у ВСУ?

Ответы на них "Суспільне новини" собрало у юристов и экспертов по международному гуманитарному праву, в частности организаций, входящих в Коалицию "Украина. Пятое утро" - Натальи Хендель, эксперта Фонда поддержки фундаментальных исследований и Екатерины Рашевской, юриста Regional Center for Human Rights.

Войну начала Россия. Украина, согласно ст 51 устава ООН имеет право на защиту и самостоятельно решает, где это целесообразно делать - на собственной территории, или в стране-агрессоре. Поэтому продвижение ВСУ в Курской области вполне законно. Это подчеркивает эксперт по международному праву и исполнительный директор Международной ассоциации адвокатов Марк Эллис.

По его словам, Курская область - один из регионов, откуда Россия наносит удары по Украине. Это оправдывает фокус Украины на этом регионе. Действия Украины соответствуют международному праву - это самооборона.

В дискуссии какой термин относительно событий в Курской области корректно употреблять - контроль или оккупация, Наталья Хендель отмечает, что, с точки зрения МГП, оккупация может быть правомерной и неправомерной. "Неправомерная оккупация - это то, что совершает РФ с 2014 года. Это касается оккупации Крыма и восточных областей Украины. Эта оккупация является следствием агрессии, нарушением императивных норм международного права - например, территориальной целостности Украины. Что такое правомерная оккупация, можем понять на примере: после Второй мировой войны территория нацистской Германии была оккупирована и разделена на зоны контроля. Поэтому объектом оккупации было государство-агрессор, которое нарушило нормы международного права".

Екатерина Рашевская отмечает, что сама по себе оккупация не является нарушением международного права: "Это фактическая ситуация, по которой существует определенный массив норм, прав и обязанностей. У нас сложилось негативное отношение к режиму оккупации из-за действий РФ, для которой оккупация и соблюдение Status quo ante bellum ("ситуация, которая существовала до войны") было ничем, и ее главной целью была аннексия украинских территорий. Украинские Вооруженные Силы такой цели не преследуют".

Относительно создания так называемой "зоны безопасности" (или "буферной зоны") на контролируемых ВСУ территориях Курской области, Наталья Хендель утверждает, что такие зоны безопасности предусмотрены международным гуманитарным правом. Они нужны, чтобы минимизировать вред для гражданских из-за боевых действий.

Однако, чтобы создать такие зоны по международным правовым нормам, должно быть соглашение с российской стороной. "Мы понимаем, что РФ с максимально низкой вероятностью согласится. Это означает, что Украина в одностороннем порядке берет на себя обязательства гарантировать безопасность местных. Но это не означает, что РФ не будет обстреливать эту территорию и не будет подвергать собственное население опасности и рискам", - говорит Екатерина Рашевская.

Что касается обязательств Украины перед гражданскими жителями Курской области, по словам Натальи Хендель, прежде всего внимание должно уделяться уязвимым категориям - женщинам, в частности роженицам и беременным, детям, пожилым людям и людям с инвалидностью. Гражданским должны гарантировать доступ к еде, воде, лекарствам. Также Украина должна обеспечить функционирование медицинской и образовательной систем и санитарные условия, то есть все, чтобы население имело возможность выжить в условиях вооруженного конфликта.

Читать больше

17.08.2024
Поделиться:

Медиа о нас

Все media