Процесс ратификации Римского Статута в очередной раз поднял волну дискуссии. Поскольку в широких кругах с документом связано большое количество мифов и опасений, эксперты Коалиции "Украина. Пятое утро" Гюндуз Мамедов (кандидат юридических наук, Заслуженный юрист Украины) и Надежда Волкова (директор Ukrainian Legal Advisory Group) разобрали самые популярные контраргументы и выяснили действительно ли ратификация Римского статута опасна для Украины. Свои аргументы юристы последовательно изложили в статье для "Украинской правды".
Украина признала юрисдикцию Международного уголовного суда по ст.12 (3). Тогда мы просили привлечь к ответственности военно-политическое руководство РФ, поэтому наших не трогали. А не начнут ли этого делать после ратификации?
-
Правосудие беспристрастное. И страна, признающая юрисдикцию Суда - полномочия расследовать самые тяжкие международные преступления на территории государства или в отношении его граждан - может очертить временные рамки такой юрисдикции и преступления, которые она хочет, чтобы Суд расследовал. Государство не может ограничить МУС в том, действия какой стороны конфликта он должен расследовать. Это бы противоречило основополагающему принципу справедливости. МУС расследует самые тяжкие преступления в рамках определенной ситуации независимо от гражданства нарушителя или принадлежности к стороне конфликта. На этом основывается объективность Суда.
Ратификация приведет к тому, что МУС начнет требовать выдавать наших граждан и мы вынуждены будем это делать. Правда ли это?
-
Ратификация не влияет на фокус расследования МУС и решение о выдаче лица. Офис Прокурора МУС самостоятельно ведет расследование с 2022 года. Решение по запросу о выдаче лица должно базироваться на ордере на арест в отношении конкретного лица. Ратификация не меняет объем полномочий Суда, а также не влияет на то, каких именно лиц преследует Суд. Поэтому из-за ратификации МУС не начнет требовать выдавать граждан.
МУС может стать инструментом РФ и российских союзников, которые будут требовать открытия дел против украинских военных?
-
Стоит начать с того, что МУС расследует только кейсы, где есть достаточная доказательная база. Ведь институциональной способности Суда просто не хватит на весь тот масштаб возможных преступлений, которые совершаются в мире и, в частности, в Украине. Поэтому обычно фокус Суда сосредоточен именно на военно-политической верхушке.
Кроме того, если Украина продемонстрирует, что она самостоятельно проводит надлежащие качественные расследования в отношении своих граждан, которые вероятно совершали тяжелейшие международные преступления, МУС не будет вмешиваться. Он, наоборот, заинтересован в том, чтобы государства делали это самостоятельно согласно принципу комплементарности (статья 17 Римского статута).
После ратификации Римского статута украинских военных смогут судить в связи с наступлением в Курской области РФ?
-
Как отмечалось выше, МУС расследует международные преступления в рамках определенной ситуации. И гражданство нарушителя или принадлежность к стороне конфликта не имеют значения. Поэтому единственным действительно эффективным способом избежать преследования МУС или национальных следственных органов является дальнейшее внедрение и соблюдение международного гуманитарного права. Украина уже немало сделала для этого и продолжает делать. К тому же, наступление на Курщине демонстрирует наши существенные отличия от армии противника. А с эпизодическими нарушениями, в случае их выявления, должна работать национальная система правосудия.
"Много лет поддерживая ратификацию Украиной Римского статута, мы слышали разные аргументы "за" и "против". Однако в основном - непонимание как работает этот инструмент. Мы, страна, на территории которой совершается наибольшее количество международных преступлений в мире, должны проявить ответственность в вопросе их расследования, ведь речь идет о правосудии и интересах наших пострадавших в результате российской агрессии граждан. И ратификация Римского статута - важный элемент этой ответственности", - подчеркивают авторы.