Заявления коалиции

В Украине до сих пор несовершенна система защиты пропавших без вести и их семей: заявление правозащитников

30.08.2023
Поделиться:
В Украине до сих пор несовершенна система защиты пропавших без вести и их семей: заявление правозащитников

Ежегодно 30 августа мир отмечает Международный день пропавших без вести. К сожалению, в Украине в связи с вооруженным конфликтом, который начался в 2014 году, количество людей, пропавших во время военных действий, в частности на временно оккупированных территориях Украины, постоянно растет.

По данным МВД Украины, по состоянию на май 2023 года официально подтверждено около 23 тысяч человек, которые считаются без вести пропавшими при особых обстоятельствах в результате военных действий.

Еще в 2018 году был принят Закон Украины "О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах". Этот Закон, пересмотренный после начала широкомасштабной агрессии РФ против Украины, установил гарантии поиска пропавших, защиты их родных, предоставления им социальной поддержки. Кроме того, этим Законом в структуре Минреинтеграции была создана должность Уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, а также определено, что МВД отвечает за запуск Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.

Несмотря на наличие специального Закона, уже более пяти лет система защиты лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, а также членов их семей, далека от совершенства.

Семьи пропавших без вести при особых обстоятельствах сталкиваются с отсутствием надлежащей коммуникации со следователем соответствующего подразделения полиции, в производстве которого находится дело об исчезновении без вести родного человека. Особенно такая коммуникация усложняется после того, как уголовное производство передается по территориальной подследственности в управление полиции Донецкой, Луганской, Запорожской областей, где дел об исчезновении военнослужащих без вести - тысячи. Перегруженность следователей приводит также к несвоевременному и ненадлежащему внесению ДНК-профилей от родственников пропавшего без вести человека в базу данных ДНК для установления наличия или отсутствия факта совпадения с посмертными образцами ДНК, профили которых внесены в общую базу данных ДНК.

С начала функционирования Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах (с мая 2023 года), семьи пропавших без вести столкнулись с невозможностью получить надлежащую выписку из указанного реестра из-за отсутствия в нем сведений о пропавшем без вести родном человеке. Это, в свою очередь, приводит к невозможности реализовать право на социальную защиту родных пропавшего человека.

В текущих условиях, когда родные пропавших нуждаются в государственной поддержке, особенно важным становится вопрос коммуникации государственных органов с родными, предоставление им информации о том, на какой стадии находится розыск их близких, об их гарантиях и правах. Поэтому деятельность Уполномоченного по вопросам пропавших без вести является очень важной. Фактически, Уполномоченный и его региональные представители стали активными коммуникаторами, аналитиками, которые отвечают за надлежащее взаимодействие между семьями лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и государственными органами, учреждениями, на которые возложены функции розыска таких лиц, а также решение других вопросов, связанных с этим.

Однако, 10 августа 2023 года в медиа появилась информация о ликвидации должности Уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. В Минреинтеграции разъяснили, что должность Уполномоченного не будет ликвидирована, но на межведомственном совещании в Правительстве обсуждали вопрос о переходе функционала по пропавшим без вести от Минреинтеграции к МВД, Минобороны и Координационному штабу по вопросам обращения с военнопленными.

Впрочем, публично так и не были предоставлены причины принятия этого решения. То, что представляется как "межведомственное перераспределение функций с целью повышения эффективности работы", на практике приведет к отсутствию единого уполномоченного координирующего органа. Это вряд ли будет способствовать розыску (поиску) пропавших или обеспечит лучшую коммуникацию с их родственниками.

Важно заметить, что решение о "перераспределении" функций Уполномоченного по вопросам пропавших без вести произошло без консультаций с организациями родственников пропавших без вести. Распыление функций Уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, между правоохранительными и милитарными органами, которые по определению (и особенно в военное время) не являются и не могут быть открытыми, создает риск ухудшения ситуации с защитой пропавших без вести и членов их семей. Кроме того, существенными являются вопросы о соответствии предложенного перераспределения полномочий положениям Закона Украины "О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах".

Вопрос розыска (поиска) лиц, пропавших во время вооруженного конфликта, является вопросом международного гуманитарного права, которое защищает право семей знать о судьбе и местонахождении своих пропавших родственников. Поэтому государство должно прилагать все усилия, чтобы предотвращать исчезновение людей без вести, разыскивать пропавших без вести и преодолевать последствия таких событий.

Коалиция "Украина. Пятое утро" призывает власть к полноценному выполнению Закона Украины "О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах" и к взвешенному подходу к вопросу перераспределения функций Уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Такое перераспределение должно быть обоснованным, сопровождаться соответствующими изменениями в профильный Закон, предусматривать определение субъекта, который будет отвечать за поддержание постоянной связи с родными пропавших без вести в условиях вооруженной агрессии против Украины.

30.08.2023
Поделиться:

Заявления коалиции

Все заявления