9 февраля 2024 года распоряжением Кабинета Министров Украины № 133-р был утвержден план мероприятий по выполнению рекомендаций Европейской комиссии, представленных в Отчете о прогрессе Украины в рамках Пакета расширения Европейского Союза 2023 года.
В своем отчете Европейская комиссия в рекомендации 140 подчеркивает необходимость проводить работу для ратификации Римского статута Международного уголовного суда (МУС) и связанных с ним документов. Однако Кабинет Министров Украины в своем распоряжении № 133-р определяет срок выполнения этой рекомендации "в течение одного года после прекращения или отмены военного положения".
Мы, представители неправительственных и правозащитных организаций, считаем, что такое задержание является необоснованным, ведь законодательство Украины не содержит препятствий для ратификации. Стамбульская конвенция была ратифицирована 18 июля 2022 года, когда военное положение уже было введено. Необоснованная отсрочка ратификации Римского статута Украиной представляет серьезную угрозу обеспечению ответственности за тяжкие международные преступления, совершенные на территории Украины с 2014 года, и значительно усложняет путь к справедливости для пострадавших от войны. Предостережение со стороны Украины относительно рисков привлечения к ответственности военного руководства Украины через механизм МУС не должно быть основанием для отсрочки, поскольку ратификация не влияет на процесс определения виновных в тяжких международных преступлениях.
Юрисдикция МУС действует на территории Украины с 2015 года и не представляет никакой угрозы для государства. В течение первых пяти лет МУС проводил предварительное изучение ситуации относительно событий в Крыму и на востоке Украины. С марта 2022 года в результате обращения 43 государств - участников Римского статута МУС открыл производство по последствиям полномасштабного вторжения РФ на территорию Украины. Многие страны-участницы, в частности страны ЕС, также сделали добровольные взносы для того, чтобы Офис Прокурора МУС имел возможность проводить качественное и беспристрастное расследование по ситуации в Украине. Уже вскоре были обнародованы два ордера на арест, в частности в отношении президента РФ Владимира Путина. А 5 марта 2024 года МУС обнародовал информацию о еще двух ордерах на арест двух российских командиров.
Украина активно сотрудничает с Офисом Прокурора МУС, но такое сотрудничество без ратификации может в любой момент прекратиться, если политическая воля руководителей изменится или такое сотрудничество станет невыгодным для Украины по любым другим причинам. В истории МУС есть ряд таких примеров, в частности в Бурунди, Филиппинах, Дарфуре, Ливии и др. Из-за этого пострадавшие от войны окажутся в уязвимом положении.
Кроме того, согласно принципу комплементарности, те расследования, за которые МУС не возьмется (а это большинство), должно проводить само государство, но делать это в соответствии со стандартами международного гуманитарного и уголовного права. Украине критически необходимо адаптировать и согласовать свое уголовное и уголовное процессуальное законодательство со стандартами Римского статута. Ратификация Римского статута станет катализатором необходимых реформ уголовной юстиции в Украине. В любом другом случае обеспечение качественных и беспристрастных процессов правосудия и достижения справедливости для потерпевших останется скорее политическим лозунгом и очередной манипуляцией, чем реальным намерением обеспечить эффективность механизмов по привлечению к ответственности за тяжкие преступления.
Украина уже долгое время настаивает на создании спецтрибунала по преступлению агрессии, поскольку в международном праве есть пробел в привлечении к ответственности за это преступление. Однако ответственность высшего политического руководства за преступление агрессии предусмотрена Римским статутом, хотя и в очень ограниченном виде. На Ассамблее стран - участниц МУС Германия вместе с группой других стран заявила о том, что пришло время принять соответствующие поправки к Римскому статуту, таким образом сделав его действенным инструментом привлечения к ответственности за преступление агрессии. Украина должна играть активную роль в обеспечении принятия такой поправки в статусе страны - участницы Римского статута, если правительство государства действительно заинтересовано в привлечении к ответственности высшего политического и военного руководства РФ за преступление агрессии. Но для того, чтобы присоединиться к этому процессу, Украина должна безотлагательно ратифицировать Римский статут.
Ратификация Римского статута Украиной наконец продемонстрирует всему миру настоящее намерение нашей страны уважать принцип верховенства права для всех пострадавших от российской вооруженной агрессии. Этим шагом Украина обеспечит себе роль активного участника построения действенной архитектуры правосудия. Ведь из пассивного наблюдателя она превратится в активного творца тех процессов правосудия, которых заслуживает ее народ.
В ответ на обнародование информации о двух ордерах на арест МУС от 5 марта 2024 года Владимир Зеленский заявил: "Когда международная юстиция начинает работать, ее уже не остановить".
Мы настаиваем на том, что эти вдохновляющие слова должны быть подкреплены действиями, а вопрос ратификации Римского статута должен стать неотложным приоритетом как для Президента и Верховной Рады Украины, так и для Европейской комиссии, чтобы Украина наконец присоединилась к МУС в 2024 году на правах страны-участницы.
Мы призываем Европейский Союз, в частности Европейскую комиссию, Европейскую службу внешних дел, страны-члены ЕС, Европейский парламент и другие институты ЕС обратить внимание на то, что сейчас нет никаких законодательных препятствий для ратификации Римского статута. Поскольку Президент Украины имеет право законодательной инициативы в этом вопросе, он должен внести соответствующий законопроект на голосование в Верховную Раду без дальнейших проволочек. Мы также призываем Европейскую комиссию и страны-члены ЕС активно поддержать этот шаг.
Ассоциация женщин-юристок Украины "ЮрФем"
Коалиция общественных организаций "Украина. Пятое утро"
Региональный центр прав человека
Центр гражданских свобод
Центр прав человека ZMINA
Совет по политике демократизации
Европейский центр конституционных прав и прав человека
Поколение за права во всем мире (GROW)
Центр по правам человека, Школа права Калифорнийского университета в Беркли
Международный центр по вопросам многопоколенческого наследия травм (ICMGLT)
Международное партнерство по правам человека (МППЧ)
Нет мира без справедливости
REDRESS
Наследие долга
Truth Hounds
Женские инициативы за гендерную справедливость