На заседании 10 октября 2023 года Генеральная Ассамблея ООН будет разбирать вопрос об избрании новых членов Совета ООН по правам человека. Среди претендентов, в частности, будут рассматривать кандидатуру Российской Федерации, которая выразила желание быть избранной, несмотря на приостановление ее членства в Совете в 2022 году после начала полномасштабного вторжения в Украину и массовых зверств ее военных.
Коалиция правозащитных организаций "Украина. Пятое утро" заявляет решительный протест против рассмотрения кандидатуры Российской Федерации для избрания в состав Совета ООН по правам человека.
Мы наблюдаем импульсы международного сообщества искать точки соприкосновения и пути для диалога, но продолжающаяся агрессия и многочисленные нарушения прав человека, которые совершает Российская Федерация и ее войска на территории Украины, несовместимы с членством в Совете ООН по правам человека, о чем было заявлено во время приостановления ее членства в Совете ООН по правам человека 7 апреля 2022 года.
До сих пор ситуация не только не исправилась, но и существенно ухудшилась. Массовые похищения людей, пытки, внесудебные казни, сексуальное насилие как инструмент запугивания - вот лишь небольшой перечень всех нарушений прав человека, которые Российская Федерация и ее войска продолжают совершать на территории Украины, что отметил председатель Независимой международной комиссии ООН по расследованию в Украине Эрик Мьосе в своем докладе. Кстати, несмотря на попытки Независимой комиссии ООН выйти на контакт с РФ для получения информации по поводу ситуации с правами человека на оккупированных ею территориях Украины, Россия последовательно игнорировала письма экспертов, таким образом препятствуя их деятельности.
Аналогичная ситуация с правами человека на территории Российской Федерации. Государство не только не борется с массовыми нарушениями прав человека, но и на законодательном уровне потворствует пренебрежению к международно признанным стандартам соблюдения прав человека. Это было подтверждено многочисленными отчетами международных правительственных и неправительственных организаций. В качестве примера можно привести выводы Специального докладчика ООН по России Марианы Кацаровой.
Кроме того, совместный доклад UN Watch, the Human Rights Foundation и the Raoul Wallenberg Center for Human Rights показал, что Российская Федерация, из-за ситуации с нарушением прав человека как внутри России, так и на оккупированных территориях Украины, не соответствует необходимым требованиям для того, чтобы быть избранной членом Совета ООН по правам человека.
Российская Федерация не желает сотрудничать с международным сообществом в сфере защиты прав человека на региональном уровне. Российская Федерация много лет подряд находилась на первом месте среди государств-членов Совета Европы по количеству как индивидуальных, так и межгосударственных жалоб. Российская Федерация была исключена из Совета Европы и не предприняла никаких шагов для восстановления соблюдения положений Европейской конвенции по правам человека и восстановления своего статуса в Совете Европы. Тысячи решений Европейского суда по правам человека до сих пор остаются не выполненными Россией, а российское законодательство прямо делает невозможным такое исполнение. Следует напомнить, что Россия проигнорировала два приказа Международного суда ООН о временных мерах от 19 апреля 2017 года и 16 марта 2022 года, в результате чего значительно увеличилось количество жертв ее международных противоправных деяний.
За многочисленные преступления против детей во время агрессии против Украины Генеральный Секретарь ООН в своем докладе на Совете Безопасности ООН от 5 июня 2023 года включил Российскую Федерацию в перечень государств, систематически совершающих преступления против детей во время вооруженных конфликтов.
Наглядным свидетельством того, что Российская Федерация не намерена исправлять ситуацию с массовыми нарушениями прав человека, является то, что она впервые за всю свою историю участия в деятельности Совета ООН по правам человека выдвинула свою кандидатуру без предоставления добровольных обязательств и обещаний в области прав человека в поддержку своей кандидатуры в соответствии с резолюцией 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН.
Это красноречиво демонстрирует, что РФ не собирается встать на путь соблюдения прав человека, а членство в Совете ООН по правам человека рассматривает исключительно как площадку для распространения пренебрежения к международному праву и своих пропагандистских нарративов. Подобную стратегию Россия уже воплощает в ходе устных слушаний дел, которые Украина инициировала против нее в связи с вероятным нарушением Конвенции о предотвращении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о ликвидации расовой дискриминации и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма.
Добавляют цинизма ситуации с попыткой России попасть в Совет ООН по правам человека факты жестоких и кровопролитных обстрелов гражданского населения и инфраструктуры, которые российские войска устраивают накануне голосования. Только в течение 5-6 октября в результате ударов баллистическими ракетами по Харькову и Харьковской области погибло более 50 гражданских жителей, среди которых дети; еще десятки получили ранения. Также 5 октября российские войска обстреляли гражданскую больницу в Бериславе Херсонской области - очередная атака на украинские учреждения здравоохранения, которых, по подсчетам правозащитников, было совершено более 1000 с начала полномасштабного вторжения, и которые носят все признаки военных преступлений и потенциально преступлений против человечности.
7 апреля 2022 года, когда Генеральная Ассамблея приостановила права Российской Федерации в Совете ООН по правам человека из-за массовых нарушений прав человека во время агрессии против Украины, вместо того, чтобы признать свои преступления и прекратить нарушения, она совершила демарш в виде выхода из этого органа ООН.
Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 15 марта 2006 года, при выборе членов Совета ООН по правам человека государства-члены ООН "должны принимать во внимание вклад кандидатов в дело содействия и защиты прав человека и их добровольные обязательства и обещания по этому поводу". С момента принятия этого решения ситуация не исправилась. Избрание Российской Федерации в члены Совета ООН по правам человека станет свидетельством того, что вопреки целям своей деятельности, предусмотренным статьей 1 Устава, Организация Объединенных Наций не защищает права человека, а потворствует их нарушению. Как следствие, членство в Совете ООН по правам человека будет обесценено, а само существование Совета потеряет всякий смысл.
Коалиция "Украина. Пятое утро" твердо убеждена в том, что Организация Объединенных Наций может и обязана обеспечить соблюдение прав человека и уважение к ним. Именно поэтому мы призываем государства не допустить избрания Российской Федерации членом Совета ООН по правам человека до момента, когда РФ прекратит агрессию против Украины, следствием которой являются многочисленные грубые нарушения прав человека на территории Украины. Российская Федерация, прежде чем быть допущенной в Совет ООН по правам человека, должна продемонстрировать уважение к правам человека, которые провозглашены в многочисленных инструментах ООН, а также обеспечить ответственность за их грубое, циничное нарушение и пренебрежение ими. Только нулевая толерантность к государствам, которые систематически нарушают права человека, должна быть залогом утверждения прав человека как общечеловеческих ценностей и обеспечивать реализацию целей и принципов ООН.